Прокуратура — это надзорный орган, который контролирует законность, исполнение всех законов и нормативно-правовых актов, действующих на территории страны. При этом действует принцип: «Перед законом все равны», а значит, в прокуратуру можно подать жалобу на частного предпринимателя, любую компанию, государственного чиновника, муниципального служащего, сотрудников полиции, работодателя. Жалоба может быть коллективной, от группы лиц или персональной, когда в качестве заявителя выступает один человек.
Причины обращения с жалобой в прокуратуру
Любое нарушение прав заявителя или пренебрежение Законом может стать причиной подачи жалобы в прокуратуру. Надзорный орган обязан рассматривать все заявления, в которых содержаться сведения о фактах нарушения действующего законодательства, согласно ст. 10 «Закона о прокуратуре» (ФЗ № 2202-1). Поводом для жалобы может послужить:
- Действия или бездействия правоохранительных органов, ФСИН, ФСБ, ФНС, государственных регистраторов, ГИБДД, иных чиновников, которые сознательно нарушают профильные и другие НПА.
- Нарушения трудового законодательства со стороны работодателя — задержка выплат заработной платы, незаконное увольнение, наложение взыскания и другие пренебрежения Закона.
- Нарушения в сфере ЖКХ — противоправные действия или бездействие управляющей компании, ресурсоснабжающих предприятий.
- Нарушение законов в медицинской и образовательной сфере — можно подать жалобу на частную и государственную медицинскую организацию, школу, вуз и т.д.
- Нарушения в строительной сфере — неисполнение требований, выраженных в претензиях к застройщику, срыв сроков и т.п.
- Нарушение прав потребителей — жалобы подаются на компании и предпринимателей, оказывающих платные услуги населению, продавцов и производителей.
- Нарушение законодательства со стороны некоммерческих и общественных объединений, фондов, иных организаций.
Прокуратура не рассматривает жалобы на нарушение законодательства физическими лицами, такое заявление будет перенаправлено в соответствующие органы для рассмотрения по существу. Если в инстанции, куда поступит такое заявление, проигнорируют жалобу, в этом случае можно подать заявление в прокуратуру уже на них.
Как написать жалобу в прокуратуру
Жалоба в органы прокуратуры — это деловой документ, который должен быть составлен в соответствии с правилами деловой переписки. Определенного стандарта нет, однако, как и в любом официальном документе, в «шапке» указываются сведения об адресате и заявителе. Автор жалобы должен указать свою фамилию, полные имя и отчество (если имеется), адрес, контактный телефон.
В основной части жалобы следует подробно описать факт нарушения законодательства: указать дату, время произошедшего, данные о нарушителе, суть претензий, описать ситуацию, добавить важные обстоятельства, относящиеся к неправомерным действиям или бездействию.
В заключении необходимо сформулировать свои требования — провести проверку по факту нарушения законодательства, восстановить права, привлечь к ответственности нарушителей. В конце проставляется дата написания жалобы, документ подписывается собственноручно подателем. После подписи следует опись прикладываемых документов, относящихся к сути жалобы.
Как отправить жалобу в прокуратуру
Направить жалобу в органы прокуратуры можно несколькими способами:
- Личное посещение — решив лично отнести жалобу в прокуратуру, следует взять 2 экземпляра заявления. Один, вместе с прикладываемыми документами, останется у адресата, на втором экземпляре в прокуратуре поставят отметку с входящим номером корреспонденции, датой приёма и подписью должностного лица и вернут подателю. При этом второй экземпляр имеет такую же юридическую силу, как и первый.
- Дистанционно — через интернет жалобу можно подать напрямую на сайте Генеральной прокуратуры РФ, либо использовать портал Госуслуги, где есть специальный раздел. Нужно заполнить все поля, прикрепить файлы с документами и нажать кнопку «Отправить». Жалобы, поступившие в рабочее время, сразу регистрируются и поступают в обработку.
- По почте — самый длительный способ. Жалобу нужно отправить заказным письмом с уведомлением о получении. Срок рассмотрения будет исчисляться с момента поступления документа в соответствующий орган.
Все способы направления жалобы в прокуратуру одинаково законны и эффективны. Разница лишь в скорости принятия документа в работу.
Результаты рассмотрения жалобы
Рассмотрев жалобу, прокурор может удовлетворить требования, отклонить их, перенаправить документ в другие компетентные органы или разъяснить заявителю его возможности решения правового вопроса, например, обращение в суд в рамках гражданского судопроизводства.
Прокурор имеет право оставить жалобу без рассмотрения, если документ будет иметь признаки анонимности — нет сведений о заявителе. Не рассмотрят бессмысленное заявление, а также не содержащее фактов нарушения законодательства, претензий, требований и ходатайств о восстановлении справедливости в рамках закона. Не принимаются в работу жалобы, в которых просматривается вмешательство в деятельность прокуратуры при осуществлении надзорных функций или в расследование уголовного дела.
Прокуратура может решить прекратить переписку с подателем в случае повторного направления жалобы, не содержащей новых сведений по обстоятельствам. Заявление, содержащее нецензурные выражения, оскорбления в адрес третьих лиц, не подлежит рассмотрению.
Сроки рассмотрения жалобы определяются Приказом Генпрокуратуры РФ N 45 и установлены в рамках 30 дней. Также оговорен срок 15 дней, если обстоятельства не требуют организации проверки и изучения, запросов дополнительной документации. О результатах рассмотрения жалобы или оставления его без рассмотрения заявителя уведомляют письменно.